Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.11.2017, 04:32

МБДОУ "Детский сад "Солнышко" п. Солнечный

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Здоровый образ жизни

* * *

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, а, следовательно, и населения страны в целом. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая проблема.

По оценкам специалистов состояние здоровья населения зависит на 25–50% от образа жизни, на 25–40% от состояния окружающей среды, на 15–20% от гигиенических факторов и только на 10% от деятельности служб здравоохранения.

ЗОЖ включает в себя отказ от вредных привычек, поведение, способствующее повышению защитных свойств организма. Это оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание и двигательный режим, физическая культура, закаливание, соблюдение личной гигиены, гигиены супружеских отношений, медицинская активность (диспансеризация), позитивное экологическое поведение.

С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младшего дошкольного возраста. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание с 2-3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему возрасту.

Следует выделить некоторые аспекты гигиенического воспитания детей: формирование навыков по уходу за полостью рта, кожей, половыми органами, органами дыхания, пищеварения, опорно-двигательным аппаратом, органами зрения, сердечно - сосудистой системой и др.

                                                                                                                                                    Гигиена кожи

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета, перед едой и т. д.), причесываться.

Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой. Многие дети не умеют правильно вытираться — они даже не разворачивают полотенце, а вытирают лицо, руки, скомкав полотенце. Необходимо привить навык правильно вытираться, приучить ребенка ничего не делать второпях.     Ребенок должен сам уметь вычищать нос. Почистить уши для него еще сложно, потому что он может поранить барабанную перепонку. Туалет уха дошкольника должны проводить родители.

Перед отходом ко сну ребенок должен помыть ноги, желательно холодной водой — это не только важная гигиеническая процедура, но и процедура закаливающая. Необходимо обратить внимание, чтобы у ребенка была своя расческа, которая должна храниться в индивидуальном ящике.

Волосы у девочек должны быть заплетены.

                                                                                                                       Гигиена органов дыхания

Гигиена органов дыхания включает соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, гипотрофия), достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений. Необходимо обратить внимание как дышит ваш ребенок. Правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие и извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания, а прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становиться вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется.

Большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженное в разгоряченном состоянии. Надо следить за тем, чтобы дети длительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую и холодную погоду.

                                                                                                                                 Гигиена органов пищеварения

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Следует бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая, таким образом, аппетит перед ужином.

Многие функциональные отклонения и даже заболевания органов пищеварения могут быть обусловлены хроническими стрессами, тревогой, депрессивными переживаниями ребенка, тяжелой адаптацией к условиям дошкольного учреждения.

Для нормальной деятельности органов пищеварения и общего хорошего самочувствия ребенка важно с первых месяцев его жизни вырабатывать привычку опорожнять кишечник в одно и тоже время.

 

* * *

 

 

Гимнастика для глаз

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. повторить 6-8

раз. Цель: укрепление мышц век, улучшение кровоснабжения в глазничной области.

- Поставить большой палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, смотреть на

кончик пальца 3-5 сек., затем один глаз на 3-5 сек., затем снова смотреть обоими глазами 3-5 сек., потом закрыть второй глаз. Повторить 10 раз.Цель: укрепление мышц глаз.

- Тремя пальцами каждой руки слегка нажать на верхние веки, через 1-2 сек.

убрать пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Цель: улучшение циркуляции внутриглазной жидкости.

- Положить кончики пальцев на виски, слегка надавить. 10 раз быстро

моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Цель: снятие усталости глаз.

 

Гигиена зрения

- Ребенку с хорошим зрением рекомендуется делать перерыв в занятиях

каждые 40 мин., при слабой близорукости – через каждые 30 мин. во время 10-15 минутного перерыва желательно, чтобы ребенок бегал, прыгал, смотрел в окно, делал гимнастику для глаз.

- Дошкольникам и младшим школьникам рекомендуется смотреть телевизор

только в выходные дни, а за компьютером проводить не более 15-20 мин. в день.

- Оптимальное расстояние от книги или тетради до глаз ребенка – 40 см.

родители могут измерить это расстояние вместе с ребенком и научить его правильно сидеть за столом.

- Занятия бегом, плаванием, теннисом способствуют улучшению

кровоснабжения зрительного аппарата и его оптимальному отдыху при интеллектуальных нагрузках.

 

Необходимые для здоровья глаз витамины,

минералы и природные компоненты

Лютеин (источниspan style=, /span, span style=serif;line-height: normal;ки: желток яйца, персики, апельсины, мандарины, сельдерей, морковь, хурма, кукуруза, зеленый салат, сладкий перец, петрушка, укроп) - способен проникать в сетчатку глаза, улучшать остроту зрения, обеспечивать весь спектр цветоощущения, защищать глаза от ультрафиолета.

Бета-каротин (источники: морковь, зеленый лук, щавель, шпинат, латук, салат, томаты, красный перец, брокколи, тыква, грейпфруты, сливы, персики, дыни, абрикосы, хурма, крыжовник, черника, черная смородина) – участвует в построении зрительного пигмента родопсина, который обеспечивает адаптацию к пониженной освещенности.

Витамин С (источники: шиповник, сладкий перец красный и зеленый, черная смородина, облепиха, петрушка, белые грибы, капуста брюссельская и цветная, укроп, рябина красная садовая, апельсины, земляника) – нормализует образование слезной жидкости, уменьшает повышенное внутриглазное давление.

Витамин Е (источники: масла соевое, кукурузное, подсолнечное, зерна пшеницы, кукурузы, овса, ржи, бобовые, миндаль, фундук, кешью, грецкие орехи – сохраняет эластичность кровеносных сосудов, предотвращает развитие близорукости.

Цинк (источники: семена подсолнуха, льна, соя, бобы, чечевица, горох, орехи грецкие, лесные, кешью, белые грибы, пшеница) – защищает глаза от повреждений ярким светом, обеспечивает прозрачность хрусталика.

Медь (источники: листья и стебли шпината, листья салата, зерна овса, картофель, печень свиная и говяжья, миндаль, фундук, кешью, грецкие орехи) –укрепляет сосуды глаза.

Витамин А (источники: печень свиная, говяжья и тресковая, масло сливочное, сыр, яйцо, творог, курица, рыба) – повышает прочность сосудов.

Селен (источники: пшеница, кокос, тунец, сардины, печень свиная и говяжья, свинина, яйцо, говядина, молоко) – улучшает состояние сосудов, препятствует их старению.

Черника – природный антиоксидант, защищает глаза от действия свободных радикалов, увеличивает скорость образования зрительного пигмента родопсина, улучшает сумеречное зрение, восстанавливает нарушенную микроциркуляцию и состояние клеточных мембран.

 

Гимнастика для пальцев

- Вращение карандаша пальцами правой (левой) руки в перпендикулярной

плоскости по отношению к кисти: в одну сторону – в другую сторону, правой рукой, левой рукой; наматывание нити на среднюю часть карандаша (конец нити в одной руке, карандаш в другой).

- Аккуратно сложить из бумаги по последовательно демонстрируемому

образцу (пооперациональное выполнение) несложную фигуру.

-Положить кисть на поверхность стола, пальчики слегка расставить и

«приклеить» к поверхности. Поднять мизинец, следя за тем, чтобы другие пальцы оставались неподвижными, затем несколько раз приподнять каждый палец.

            «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх. Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с левой рукой. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

            «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10-20 сек. после выполнения правой рукой то же – левой, а затем – двумя руками одновременно.

            «Змейки». Предложить ребенку представить, что его пальцы – маленькие змейки, которые могут двигаться-извиваться, вращаясь вправо, влево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).

            «Море». «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепляются в замок и рисуют в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (поочередно выполняются волнообразные движения руками). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».

 

Упражнения для профилактики

нарушения осанки

Цель: развитие статистической выносливости мышц, улучшение гибкости

позвоночника, улучшение кровоснабжения головного и спинного мозга, снятие напряжения, повышение концентрации внимания, развитие вестибулярного аппарата, нормализация обмена веществ.

            Время выполнения: 15-20 мин. в день.

- «Дерево». Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять

правую ногу. Сгибая ее в колене, скользить стопой по левой ноге, при этом колено направлено вправо. В конце движения подошва правой ноги упирается во внутреннюю поверхность бедра левой ноги. Вытянуть прямые руки в стороны. Медленно поднять руки так, чтобы они соприкоснулись ладонями на темени. Задержаться в этом положении 10 сек., медленно опустить руки, встать на обе ноги. Сменить положение ног.

- «Цапля». Встать твердо на обе ноги. Согнуть одну ногу в колене и, помогая

рукой, коснутся пяткой ягодицы. Другая рука отведена в сторону. Задержаться в этом положении 10 сек., медленно опустить руки, встать на обе ноги. Сменить положение ног.

- «Черепаха». Плавно откинуть голову назад и коснуться затылком спины. В

такой позиции попытаться втянуть ее в плечи по вертикали, задержаться в этом положении 10 сек., затем плавно наклонить голову вперед, втянуть ее «в себя» (в основном за счет поднятия плеч). Подбородок прижат к груди, его «сверхзадача» - коснуться пупка.

- «Сова». Голову держать ровно (в одной плоскости со спиной). Медленно

уводить взгляд вправо или влево и поворачивать за ним голову (до упора, как бы стараясь увидеть, что там, за спиной). С каждым разом «отвоевывать» по миллиметру и больше.

- «Нахмуренный ежик». Плечи выдвинуть вперед, подбородок подтянуть к

груди, руки сцепить перед собой (ладони охватывают локти). Поясница неподвижна. Подбородком коснуться груди и потянуть его к пупку. Верхний отдел позвоночника должен выгнуться, как лук. Ровно поставленные плечи сводятся, чуть-чуть напрягаясь, вперед навстречу друг другу. Представьте, что на спине у вас от шеи до лопаток – иголки. «Ежику» что-то не нравится, он ощетинился. Нужно направить все внимание на верхнегрудной отдел позвоночника и постараться как можно больше выгнуть его.

- «Филин». Обернувшись через левое плечо и, чуть прогнувшись назад,

потянуться, стремясь осмотреть правую пятку с наружной стороны. Ноги неподвижны. Аналогичным образом «произвести осмотр» левой пятки.

- «Поза плода». Сесть, поджав под себя ноги, подошвы наружу, стопы и

колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх. Медленно расслабиться.

- «Кобра». Лечь лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол

около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, медленно поднять голову, глядя вверх. Удерживать бедра на полу. Задержаться в этом положении 10 сек., затем, медленно выдыхая, вернуться в и.п.

- «Натянутый лук». Лечь на пол на живот, руки вдоль туловища. Медленно

выдыхая, захватить правой рукой правую голень, левой рукой – левую голень. Сделать полный выдох. Прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая, считать до 10, затем медленно опуститься на пол.

«Плуг». Лечь на спину, вытянуться, руки по сторонам. Сделать вдох.

Опираясь на прямые руки, поднять прямые ноги и завести их за голову. Постараться коснуться носками пола за головой. Дышать глубоко и медленно. Оставаться в этой позе, пока не возникнет ощущение дискомфорта, затем согнуть ноги, выпрямить их вверх и медленно опустить, возвращаясь в и.п.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz