КРИЗИС 3-х ЛЕТ
Основные изменения в личности ребёнка 2-х – 3-х лет связаны с открытием им своего «Я». Он уже психологически отделяет себя от других людей, осознаёт свои действия, чувствует себя источником этих действий. Ребёнок начинает осознавать своё имя, внешний облик, половую принадлежность. В это время возникает самый яркий кризис развития – кризис 3-х лет. Форма, длительность и острота протекания кризиса может заметно различаться в зависимости от особенностей ребёнка, социальных условий,особенностей воспитания в семье.
Основными симптомами кризиса 3-х лет являются негативизм, строптивость, своеволие и упрямство.
- Негативизм – это отрицательная реакция ребёнка на предложение взрослого, а не на содержание действия. Негативизм отличается от обычного непослушания тем, что ребёнок не совершает действие именно потому, что его попросили. Часто такой «бунт» бывает адресован конкретному взрослому.
- Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, она направлена не против конкретного взрослого, а против всей системы воспитания и образа жизни: «Я не хочу спать!», «Я не буду есть!».
- Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.
- Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что он этого хочет, а потому, что он уже этого потребовал.
Что могут сделать взрослые, если ребёнок упрямится и капризничает:
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом с ребёнком, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своём мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, поэтому не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ах, какая у меня есть интересная игрушка!», «А что это там за окном ворона делает?». Подобные маневры заинтригуют капризулю и он успокоится.
Если по достижении 4-х лет ребёнок всё ещё продолжает часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия. Главная задача родителей – не допустить закрепления у ребёнка крайних проявлений кризиса.
Литература: